Статья из белорусского журнала Бизнес-ревю № 3 (95) апрель 2012.
Средний возраст крупнейших компаний, работающих в этом сегменте, составляет всего около 10 лет. Но за этот короткий срок белорусские производители межкомнатных дверей уже успели громко «хлопнуть дверью». Они создали успешную отрасль, объединяющую пару десятков бизнесов и около 10 тысяч сотрудников и зарабатывающую десятки миллионов долларов на рынках СНГ, Восточной и Западной Европы, Северной Америки и даже Африки.
Особенность этого бизнеса, который, глядя друг на друга, в течение последних лет развивали владельцы фабрик в Минске, Сморгони, Поставах, Вилейке, Молодечно, Жлобине, Жодино, Витебске, — в его максимальной экспортной ориентированности. Наверное, поэтому бренды «Двери Беларуси», «Двери Белоруссии», «Белорусские двери» лучше знают в России, на Украине и в Латвии, чем на родине. Именно для покупателей за рубежом предназначены грозные предупреждения «Остерегайтесь подделок!» и голограммы на продукции.
Начав 10 лет назад заниматься изготовлением межкомнатных дверей, белорусские производители пошли в эконом- и мейнстрим- сегменты шпонированных и массивных дверей, оказавшихся наиболее востребованными на рынках ближайших соседей — в России, Прибалтике и на Украине. Отечественные компании предложили здесь оптимальное сочетание цены и качества и, как результат, стали ключевыми игроками на местных рынках. В этой области сегодня работает большинство наших производителей. Например, на украинском рынке самый популярный для белорусов т.н. нижний средний сегмент — от $125 до $200 за дверной блок. В нем предлагают свою продукцию (двери шпонированные, массив сосны, ламинат) практически все крупные игроки — «Беллесизделие», «Халес», «Грин плант», «Истокдорс», «Поставский мебельный центр», «Стройдетали», «Вист». Первые три из перечисленных компаний занимают серьезные доли в среднем сегменте, в котором стоимость дверей находится в пределах $200-325 за блок. Этот сегмент развивается у соседей наиболее быстрыми темпами.
При этом существенная доля внутреннего рынка и розницы отдана импортерам. Оценочно в Беларуси импорт дверей составляет около 45% рынка. Практически весь премиум сегмент — это продукция западных фабрик, главным образом итальянских. В среднем сегменте доминируют импортеры, представляющие интересы российских производителей гладких дверей с сотовым заполнением. Их цены на эти типы дверей из-за ряда факторов (наличия соответствующих технологий, серьезных объемов производства, собственной базы по производству МДФ и ДСП и т.д.) ниже, чем у белорусов.
Строительный бум заставил белорусские компании задуматься об импортозамещении и частично переориентироваться на внутренний рынок. Специфика этого бизнеса в том, что он напрямую зависит от ситуации на стройплощадках. В то время, когда правительство накачивало этот потенциальный локомотив белорусской экономики дешевыми ресурсами, вся Беларусь напоминала одну большую стройку. Соответственно, росли продажи дверей.
В 2011 году буму пришел конец, строительный рынок упал, и этот тренд, судя по всему, будет определяющим в течение нескольких ближайших лет. Замораживание финансирования строительства стало серьезным ударом по импортерам и тем бизнесам, которые сделали ставку на эту отрасль. Некоторые фабрики по производству дверей были вынуждены в прошлом году закрыться.
Сегодня выигрывают те, кто, предупредив появление Таможенного союза и Единого экономического пространства, ориентировался на соседние рынки и провел модернизацию производства.
В 2010-2011 годах эти производители наращивали экспансию в Россию и Казахстан, не забывая об еще одном потенциальном участнике этого или другого геополитического образования — Украине.
В том числе под потребности белорусов в полуфабрикатах готовы подстраиваться крупнейшие мировые производители. Примером может служить регистрация в конце 2011 года в качестве резидента СЭЗ «Минск» компании «Эггер Древплит». Инвестирует в этот бизнес один из крупнейших производителей древесно-плитных материалов — австрийский холдинг Egger.
Наши производители диверсифицируют экспорт, пересекая моря и океаны. Ливия даже в пожаре гражданской войны и постреволюционной смуты остается одним из крупнейших покупателей белорусских дверей. А входящая в пятерку крупнейших производителей дверей в РБ компания «Беллесизделие» стала еще одним отечественным бизнесом, который сумел прорваться в торговые сети США и Канады.
Бренд «Двери Белоруссии» на мировом рынке создали несколько белорусских компаний, на которые приходится львиная доля производства и экспорта.
«Беллесизделие»
Крупнейший игрок не только белорусского, но и российского и украинского рынков межкомнатных дверей, известный также под брендом Belwooddoors, свою историю ведет с 1999 года. Компания называет себя еще и крупнейшим в Европе производителем шпонированных межкомнатных дверей в диапазоне цен от $55 до $130.
На сегодняшний день в структуре этого бизнеса две производственные площадки (в Минске и Городее) и разветвленная дистрибьюторская и дилерская сеть, охватывающая свыше 20 стран мира.
Ключевой рынок сбыта — Россия, где продукция под брендом Belwooddoors представлена более чем в 50 городах, включая крупнейшие федеральные сети «ОБИ Россия», «Леруа Мерлен Россия», «K-Раута Россия». На Украине доля «Беллесизделия» составляет около 20% рынка, компания наращивает долю в среднем сегменте, активно работая с DIY-сетевиками («Эпицентр», «Новая линия», «ОБИ Украина», «Леруа Мерлен Украина», «Практикер Украина», «Олди»).
В 2010 году компания «Беллесизделие» вышла на рынок США, в 2011-м - Канады. Здесь она с учетом географических познаний североамериканского потребителя работает под брендом «Европейские двери». Начав продажи с Нью-Йорка, предприятие распространило свою деятельность на Нью-Джерси и Пенсильванию, а также канадский Квебек.
Среди внешних партнеров этого бизнеса значатся и покупатели дверей в Ливии.
«Халес»
По частной инициативе в небольшом белорусском городке Сморгони созданы несколько деревообрабатывающих бизнесов, из которых за рамки региона и страны уже вышла компания «Халес».
Она является ровесницей «Беллесизделия». В докризисный период компания демонстрировала ежегодный двукратный рост объемов производства и примерно такое же увеличение выручки и прибыли.
«Халес» также сделал ставку на экспорт — его клиенты находятся в России, на Украине, в Казахстане, Азербайджане, Литве, Молдове, Италии и Чехии.
«Поставский мебельный центр»
Ливия также в списке стран — покупателей продукции «Поставского мебельного центра», созданного в 2003 году местным бизнесменом Анатолием Бабичевым на базе бывшей военной части.
На экспорт ПМЦ поставляет около 85% всех выпускаемых дверей из массива сосны, ключевые клиенты находятся в Польше, Дании, на Украине, в Азербайджане, Казахстане, России, Литве, Латвии, поставки ведутся, в том числе в Ирак.
В 2011 году компания вышла в торговые сети Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.
«Стройдетали»
Динамично развивающееся предприятие, одним из направлений, деятельности которого является производство межкомнатных дверей, было создано в результате приватизации Вилейского завода строительных деталей в 1994 году.
Помимо белорусских магазинов продукцию из Вилейки можно встретить в торговых точках России, Латвии, Казахстана и Литвы.
«Грин плант»
Минская компания начинала с погонажных изделий, а выпуск межкомнатных шпонированных дверей освоила в 2004 году.
В основном продукция «Грин планта» продается за рубежом — в России, на Украине, в Казахстане и странах Евросоюза.
«Двери Белоруссии»
В стране работает еще около десятка достаточно крупных производств межкомнатных дверей, среди которых молодечненская компания «Вист», «Ока» из Жлобина, «Исток дорс», «Древпром», «Интер дорс» и др.
Отдельного упоминания заслуживает бизнес, который на Украине создали отечественные предприниматели во главе с Игорем Турцевичем, — «Двери Белоруссии».
Эта группа реализует двери через свою одноименную розничную сеть. Магазины под этим брендом есть в Беларуси (Минск, Гомель, Брест), России (Москва), Молдове (Бендеры и Тирасполь), но в основном они сконцентрированы на украинском рынке и при этом охватывают практически все регионы соседней страны. Всего «Двери Белоруссии» объединяют свыше 90 фирменных салонов. Компания экспортирует продукцию в Евросоюз.
Первоначально Турцевич занимался продажами дверей белорусского, а также российского производства. В 2009 году бизнесмен запустил собственное производство дверей в Ковельском районе под брендом «Укрдорс».
СТРАНЫ-ПОКУПАТЕЛИ БЕЛОРУССКИХ ДВЕРЕЙ, РАМОК И ПОРОГОВ (В ЯНВАРЕ 2012 г.) |
||
Место |
Страна |
Сумма импорта, $ тыс. |
1 |
Россия |
2387,3 |
2 |
Украина |
719,8 |
3 |
Казахстан |
561,7 |
4 |
Латвия |
103,8 |
5 |
Азербайджан |
72,6 |
6 |
Бельгия |
54,5 |
7 |
Ливия |
50,2 |
8 |
Литва |
47,3 |
9 |
Молдова |
37,7 |
10 |
Канада |
30,2 |
11 |
Чехия |
11,1 |
12 |
Германия |
5,6 |
Всего |
|
4081,8 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.